Насколько вредно для развития ребенка ношение маски в школе

Через два года после начала пандемии на первый план выходят опасения по поводу влияния масок на языковое, эмоциональное и социальное развитие детей. В США в последние недели участились призывы отменить в школах обязательное ношение масок, в том числе в научном сообществе, в связи с резким сокращением новых случаев COVID-19, сообщает medicalxpress.

Научные исследования показали, что маски действительно влияют на способность детей распознавать лица и эмоции. Как и у взрослых, маски также могут мешать вербальному общению. Но мнения экспертов о долгосрочных последствиях для развития детей разделились.

Изучение языка

Один из страхов касается изучения языка в первые годы жизни. Дети учатся говорить через социальные взаимодействия и, в частности, смотрят на рот взрослых, чтобы разбирать слоги. Поскольку этот путь перекрыт, логично предположить вредное воздействие.

«Вы действительно смотрите на лица, когда учитесь говорить, – сказала Дайан Пол из Американской ассоциации речи, языка и слуха. – Но это не единственный способ».

Дети также учатся, слушая голоса и следя за жестами и движениями глаз окружающих. Пол отмечает, что люди с нарушениями зрения также учатся хорошо говорить, и что маски не носят постоянно, снимая их дома.

«По крайней мере, в настоящее время нет исследований, которые непосредственно оценивали бы долгосрочное влияние на развитие речи и языка, когда маленькие дети взаимодействуют со взрослыми в масках, – говорит эксперт. – Но есть исследования, которые демонстрируют, что дети могут настроиться на эти различные коммуникативные сигналы и жесты, когда рот взрослого не виден».

Исследование 2021 года показало, что младенцы могут распознавать уникальные слова как через маску, так и без нее. Но согласно другому, проведенному во Франции, маски могут мешать обучению чтению у детей с трудностями в обучении.

В целом исследования по этому вопросу остаются редкими. Но, говорит Пол, «на самом деле я не вижу причин для беспокойства».

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, «имеющиеся ограниченные данные указывают на отсутствие четких доказательств того, что ношение масок ухудшает эмоциональное или языковое развитие детей».

Агентство рекомендует носить маску в общественных местах лицам в возрасте от двух лет и старше, в то время как Всемирная организация здравоохранения рекомендует возраст пяти лет.

Социальное и эмоциональное развитие

Среди психиатров бытует несколько иное мнение.

«Более важна эмоциональная сторона», – говорит Манфред Спитцер, который также является специалистом в области когнитивной неврологии в Ульмском университете в Германии. Он отмечает, что первое, что теряется под маской, – это вид улыбки.

«В образовательных учреждениях существует много неявной обратной связи между учителем и ребенком, – сказал он. – Если вы нарушите эту постоянную коммуникацию, то, безусловно, помешаете успешному обучению».

Опасения людей также связаны со способностью формировать социальные связи. Многочисленные исследования показали, что маски затрудняют распознавание лиц и эмоций, в том числе – или даже в большей степени – среди самых маленьких.

Выводы о последствиях разные

Исследование детей в возрасте от 7 до 13 лет подтвердило, что эмоции (страх, печаль, гнев) хуже определялись, когда человек носил маску. Но похожие результаты были и при ношении солнцезащитных очков. Исследователи пришли к выводу, что «маски вряд ли серьезно ухудшат социальное взаимодействие детей в их повседневной жизни».

Еще одна работа показала, что способность определять эмоции людей в масках значительно снижена для детей в возрасте от трех до пяти лет, что «предполагает, что мы живем во время, которое потенциально может повлиять на развитие социального и эмоционального мышления».

Кэрол Видаль, психиатр из Университета Джона Хопкинса, входит в группу медиков и ученых, призывающую к отмене обязательного ношения масок в школе, где в любом случае трудно поддерживать строгое их использование.

«Я просто думаю, что на данном этапе пандемии в них нет необходимости», – говорит она, указывая на относительно низкие риски COVID для здоровья детей, доступность вакцинации и ношение масок взрослыми.