Ученые утверждают, что экшн-игры улучшают навыки чтения у детей

Распознавание букв и преобразование их в звук является главной задачей при обучении чтению, но этого недостаточно для его освоения. Как в этом могут помочь экшн-игры, пишет news-medical.

«Чтение задействует нескольких важных механизмов, о которых мы не всегда задумываемся, например, знание того, как двигать глазами по странице или как использовать нашу рабочую память, чтобы составить слова вместе в связное предложение», — отмечает Дафна Бавелье, профессор секции психологии факультета психологии и педагогических наук Женевского университета.

«Известно, что другие навыки, такие как зрение, распределение внимания, рабочая память и когнитивная гибкость, улучшаются с помощью видеоигр», — дополняет Анджела Паскуалотто, автор описанного ниже исследования, основанного на ее докторской диссертации на факультете психологии и когнитивных наук Университета Тренто.

Видеоигра для поддержки обучения

Учитывая вышеизложенное, была разработана видеоигра, сочетающая жанр экшн и мини-игры, которые тренируют различные исполнительные функции, такие как рабочая память, торможение и когнитивная гибкость – функции, которые используются во время чтения.

«Вселенная этой игры представляет собой альтернативный мир, в котором ребенок в сопровождении своего Раку, летающего существа, должен выполнять различные миссии по спасению планет», — рассказывает Анжела Паскуалотто. Идея состоит в том, чтобы воспроизвести компоненты экшн-игры без применения насилия, чтобы она подходила для маленьких детей. «Например, Раку пролетает сквозь метеоритный дождь, перемещаясь, чтобы избежать его или стреляя в метеориты, чтобы ослабить их, при этом собирая полезные ресурсы для остальной части игры, что немного похоже на то, что вы найдете в экшн-видеоиграх».

Затем ученые работали со 150 итальянскими школьниками в возрасте от 8 до 12 лет, разделенными на две группы: первая играла в видеоигру, разработанную командой, а вторая играла в Scratch – игру, которая учит детей программировать. Обе игры требуют контроля внимания и исполнительных функций, но по-разному. Видеоигра-экшн требует от детей выполнения задач в течение ограниченного времени, таких как запоминание последовательности символов или реагирование только тогда, когда Раку издает определенный звук, при этом сложность этих задач увеличивается в зависимости от успеваемости ребенка. Скретч, контрольная игра, требует планирования, рассуждений и решения проблем. Дети должны манипулировать объектами и логическими структурами, чтобы установить желаемую последовательность в программе.

«Во-первых, мы проверили способность детей читать слова, абзацы, а также провели тест на внимательность, который измеряет способность ребенка контролировать внимание — способность, которая, как мы знаем, тренируется с помощью видеоигр», – говорит Дафна Бавелье.

Затем дети проходили обучение либо с видеоигрой, либо с контрольной игрой в течение шести недель по два часа в неделю. Детей тестировали в Лаборатории наблюдения, диагностики и обучения (UNITN).

Долгосрочное улучшение навыков чтения

Вскоре после окончания обучения ученые повторили тестирование обеих групп детей. «Мы обнаружили 7-кратное улучшение контроля внимания у детей, которые играли в видеоигры, по сравнению с контрольной группой», — говорит Аджела Паскуалотто. Еще более примечательно то, что исследовательская группа наблюдала явное улучшение чтения не только с точки зрения скорости чтения, но и точности, тогда как в контрольной группе не было отмечено никаких улучшений. Это улучшение грамотности произошло при том, что видеоигра не требует чтения.

«Особенно интересно в этом исследовании, что мы провели еще три оценочных теста через 6 месяцев, 12 месяцев и 18 месяцев после обучения. В каждом случае тренированные дети показали лучшие результаты, чем контрольная группа, что доказывает, что эти улучшения были устойчивыми», — говорит Анджела Паскуалотто. Более того, оценки обученных детей по итальянскому языку со временем значительно улучшились, что свидетельствует о заметном улучшении способности к обучению. 

Игра будет адаптирована на немецкий, французский и английский языки. «При чтении декодирование более или менее сложно в зависимости от языка. Итальянский, например, очень прозрачен — каждая буква произносится, тогда как французский и английский совершенно непрозрачны, что приводит к довольно разным задачам обучения. Чтение на непрозрачных языках требует способности запоминать исключения, узнавать, как различные контексты влияют на произношение, и большей уверенности в запоминании», — комментирует Ирэн Алтарелли, соавтор исследования из Парижского университета. Видеоигра будет доступна на дому, удаленно, как и проведение тестов на чтение и внимание, чтобы дополнить школьные уроки, а не отнимать свободное время у детей.